Печь на отработанном масле: чертежи, фото и подробное описание
Самодельная печь на отработанном масле сделанная своими руками: чертежи, фото, а также подробное описание эксплуатации печки.
Доброго времени суток! Начну с того, что я частенько пропадаю в гараже – мастерю что-нибудь или ремонтирую, да и просто привычен мне такой образ жизни. Хотя «второй дом» неплохо утеплен, зимой, особенно в морозные дни, находиться в нем не слишком комфортно – мягко говоря, не жарко!
Необходимо его как-то отапливать, и, казалось бы, никакой проблемы в этом нет. Длительное время пользовался обычным обогревателем мощностью 3 кВт.
Но как ни старался «малыш», выше пяти градусов столбик термометра не поднимался. К тому же досаждала влажность. Когда подобное устройство работает в помещении более двух часов, щедро гоняя вентилятором воздух, она неумолимо растет! Начинаешь испытывать значительный дискомфорт – реально мерзнуть, даже еще больше, чем вовсе без обогревателя.
Потом спасался дизельной тепловой пушкой. Вещь мощная, практичная: после пятнадцати минут работы гараж полностью наполнялся теплым воздухом. Термометр отображал отметку в двадцать пять градусов. Песня, да и только! При желании можно увеличить температуру, причем значительно. Но одна из главных особенностей «итальянки» (пушка была европейского производства) выявилась сразу – прекрасный аппетит на горючее. Мне требовалось порядка 18 литров дизельного топлива в неделю. А это подразумевает какие-никакие денежные расходы.
Кроме того, и это самое печальное, наблюдался быстрый износ форсунок и топливного фильтра. Отчасти из-за того, что качество отечественной солярки несмотря на ее высокую цену порой оказывалось необоснованно низким. А еще пушка такого типа – это аппарат прямого нагрева, без вывода продуктов сгорания. Ко всему привыкаешь, но работать больше часа в закрытом помещении, дыша парами сгоревшей солярки, откровенно небезопасно для здоровья.
Печь на отработке
В силу обозначенных выше причин я всерьез задумался о простом и экономически выгодном отоплении. Чего всегда в избытке в любых гаражах? Отслужившего свое моторного масла, в просторечии именуемого «отработкой». Продукт горючий, а значит, его можно использовать в качестве топлива для обогрева – надо лишь изготовить соответствующую печь-«буржуйку».
Идея, конечно, далеко не новая, уже в начале 1960-х годов появились рабочие варианты подобных отопителей, а может, были они и ранее. Народ у нас всегда любил что-то творить в собственных гаражах, и зимой подобные простые печи, работающие на даровой энергии, были незаменимыми помощниками. Конструкций их существует много, я расскажу о той, что реализовал я. Считаю ее удачной.
Для изготовления печи понадобятся водопроводные трубы различных сечений. Два отрезка диаметром 150 мм и длиной 450 мм, с толщиной стенки 8 мм, пошли на изготовление камеры сгорания и теплообменника. Между собой они соединены дожигателем – трубой диаметром 100 мм и высотой 350 мм, в стенках которой по окружности и по всей длине просверлено 36 отверстий диаметром 10 мм.
Печь на отработанном масле чертежи
Для прочности ближе к противоположным торцам труб вварил параллельно дожигателю дополнительную трубу-опору. Дымоход собран из двух труб по метру каждая, диаметром 100 мм. Между собой трубы соединяются элементарно: из той же трубы отрезал кусок длиной примерно 150 мм, разрезал его на две половинки вдоль и приварил их снаружи к верхней трубе, сдвинув на 50 мм вниз относительно торца трубы.
Таким образом, одна труба просто насаживается на другую. При необходимости можно подобрать нужную высоту дымохода, сделав его из нескольких секций. Получившийся цоколь можно укрепить, приварив дополнительные металлические пластины (например, вырезанные из той же трубы) между двумя половинками, лучше в месте стыковки торцов труб.
Сверху дымоход венчает обычный покупной «грибок» из оцинкованной стали. К трубам приварены ручки из арматуры, чтобы дымоход было удобнее собирать. А снизу к топке (она же камера сгорания) приварены ножки, я пустил на них толстые болты.
В целом, конструкция печи ясна из приводимого чертежа, поэтому перейдем к тому, как она работает и как с ней следует грамотно обращаться.
Суть очень проста. Нижний отсек используется одновременно и как бак для топлива, и как топка. Для этого в нем сделана заливная горловина с закрывающейся заслонкой.
Печь заправляется маслом, кстати, абсолютно любого типа, ведь все они горят.
Я наливаю примерно 1 литр, больше не стоит – сожжете металл. Моя «буржуйка», несмотря на внушительную толщину стенок, при заливке 2,5 литров масла раскаляется докрасна – это чересчур. При растопке допускается пользоваться различными горючими жидкостями, типа ксилола например, еще лучше взять жидкость для розжига дров или угля.
В гараже всегда несложно найти бензин, но его использовать категорически нельзя! Он запросто может взорваться в топке со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями. В общем, забудьте про любые вещества с высокими летучими свойствами! К сожалению, не все помнят про это банальную истину…
Смочите фитиль, представляющий собой кусочек тряпки, намотанный на проволочный штырь.
Можете плеснуть две крышечки от флакона с жидкостью в бак. Поджигаем фитиль, засовываем его в топку – и готово!
Печь выходит на рабочий режим через 20–30 минут, далее горение масла поддерживается само собой. Меньше +15°С температура в моем гараже теперь не опускается, даже при значительном минусе снаружи. Регулировка температуры осуществляется при помощи заслонки. Прикрыли – воздух не поступает, тяга падает, огонь притухает, а температура падает. Открыли – все с точностью до наоборот. Решили потушить печь совсем – полностью закрыли заслонку.
Масло горит по всей поверхности благодаря наличию тяги. Вот почему нужен дожигатель, именно он способствует образованию тяги при горении и розжиге масла. В нашем случае дозаправка масла при затухании жара возможна прямо во время горения, только тут надо соблюдать осторожность. Как только печь стала «задыхаться» и почти тухнуть, откройте заслонку и совсем немного пополните заливной бак. 200–300 грамм вполне достаточно для дальнейшей работы в течении получаса.
Не рекомендую лить масло в больших объемах – пол литра или литр, – может случиться перегрев печи. Помните, что она имеет очень высокую температуру горения, порядка 1000 °С, и в целях безопасности не брезгуйте этим советом. Заостряю на этом внимание потому, что встречаются мнения, что эти печи небезопасны. В частности, распространена следующая грубая ошибка: некоторые граждане в момент, когда печь кочегарит на всю катушку, начинают ее дозаправлять, резко вливая холодное масло! И в значительнлм объеме! Это чревато опасной вспышкой, причем горящее масло может выплеснуться наружу. Комментарии, полагаю, излишни… За полгода работы печи мной не было выявлено ни одного случая, когда устройство работало бы некорректно.
Во второй части трубы, в теплообменнике сверху, находится искрогаситель.
Это обычная металлическая пластина толщиной 10 мм, вверенная внутри трубы вертикально, ровно посередине, в верхней части, чтобы она перекрывала сечение трубы на треть. Нужна она для предотвращения попадания избытков пламени, окалины и искр в дымоход. Искрогаситель вдобавок отсеивает на себя излишки влаги и образующийся конденсат при остывании.
Я тестировал данную печь без искрогасителя – образуется очень много искр, стремящихся вылететь через дымоход наружу. Очевидно, что при этом сильно возрастает пожароопасность изделия: если, например, в холодную августовскую ночь вы решите воспользоваться данной конструкцией на даче, то это будет весьма опрометчивым решением, особенно если поблизости находится сеновал или дровяник.
Расход топлива незначительный: в среднем, на один час горения уходит один литр масла. Для сравнения, дизельная пушка потребляет не менее 1,7 л/ч.
Отработанное масло у нас в гаражах в избытке. Причем его хранение после слива подразумевает дальнейшее использование для подобных целей: сливной кран в бочке расположен в 15 см от днища, что позволяет отсеивать ненужные субстанции, такие как вода например.
Надо заметить, что если масла почему-либо в какой-то момент под рукой не окажется, то данная печь принимает и обычные дрова! Правда, коптит, да и запихивать их в топку не слишком удобно, но я этот резервный способ питания испытал и нашел его вполне пригодным.
Я чищу печь следующим образом. Подскребаю образовавшийся кокс кочергой, после чего удаляю его самодельным «вихрем» с использованием бытового пылесоса.
Делаю данную процедуру после того, как сгорит 100 литров масла. Если у вас нет подобного устройства, то придется выпилить люк на баке для удаления остатков сгоревшего масла. Люк, конечно, должен достаточно плотно закрываться.
В заключение хотелось бы еще раз напомнить основные требования безопасности при использовании подобной печи.
На приводимых фото можно заметить, что печь установлена в углу гаража, рядом со стенками из ДСП. Это запечатлен момент пробного пуска аппарата. При подобном размещении печи необходимо обшить стенки из горючего материала металлическими щитами, уложенными на асбестовые листы, либо просто закрепить их на обычные керамические электроизоляторы. Не забывайте, что рядом с печкой должны находиться огнетушитель и песок. Хранить топливо, то есть масло, равно как и все другие ЛВЖ, имеющиеся в гараже, надо подальше от печки. Работая в гараже, все же время от времени поглядывайте на печь, и, конечно, недопустимо оставлять ее вовсе без присмотра.
Процесс изготовления печки на отработке, а также её обзор, показан в этом видео:
Автор самодельной печки: Михаил Иванов.
Источник: sam-stroitel.com