Удалось ли новому «Ворону» с подкачавшимся Биллом Скарсгардом затмить культовую классику 90-х
Из общего у фильмов только вечный дождь.
22 августа в российский прокат вышел фильм «Ворон» — переосмысление картины 1994 года с Брэндоном Ли. Новую версию нельзя назвать именно ремейком — это просто другая экранизация одноимённого комикса Джеймса О’Барра.
«Ворон» образца 2024 года радикально отличается от старой версии: исчезла знаменитая готическая атмосфера, персонажи выглядят и ведут себя иначе, да и в целом история посвящена скорее проживанию утраты.
Из-за таких перемен новинку наверняка будут ругать, и отчасти заслуженно: вступление получилось слишком долгим, на нём легко заскучать. Однако у нового «Ворона» есть и достоинства.
О чём фильм
Подруга присылает Шелли Вебстер (певица FKA Twigs) видеозапись, за которой охотятся очень опасные люди. Скрываясь от преследования, девушка сталкивается с полицейскими, которые находят у неё запрещённые вещества. Так Шелли попадает в реабилитационный центр, где знакомится с Эриком Дрейвеном (Билл Скарсгард). Вскоре им приходится сбежать оттуда.
Пара прячется в квартире знакомого и всё больше влюбляется друг в друга. Но их находят и убивают приспешники злодея, заключившего контракт с дьяволом. Шелли умирает, а вот душа Эрика не находит успокоения, поэтому герой возвращается с того света. Будучи неуязвимым для ран, он должен убить всех, кто причастен к смерти возлюбленной. Только так получится её вернуть.
Вместо мести в новом «Вороне» рассказывают о скорби
Джеймс О’Барр задумал оригинальный комикс ещё в начале 1980-х. Это была очень личная история: так автор пытался пережить гибель своей невесты, которую сбил пьяный водитель.
Кадр из фильма «Ворон»
Экранизация 1994 года от Алекса Пройаса держалась близко к оригиналу. Но всё же акцент чуть сместился: сюжет превратился скорее в боевик о мести, Эрик убивал врагов максимально красиво и жестоко.
«Ворон» образца 2024 года не сюжетно, но эмоционально возвращает историю к первооснове.
Режиссёр новой версии Руперт Сандерс рассказывает, что этот фильм не о мести, а о любви. Хочется с ним немного поспорить: история, скорее, о скорби и проживании утраты. Поэтому авторы постарались лучше раскрыть образ Шелли. В первой части она была скорее функцией — просто мотивом главного героя для возвращения и мести. Здесь же на неё возлагают основную завязку сюжета, да и в целом действие отчасти построено на исследовании её прошлого.
Кадр из фильма «Ворон»
Из-за этого у «Ворона» появляется большой недостаток — фильм разгоняется слишком медленно. Почти 40 минут зритель наблюдает скорее за криминальной мелодрамой. Причём Сандерс в паре сцен доходит даже до надоевших клише. В сети не первый год шутят про типичные поступки героинь, которые умирают в начале фильма. И да, здесь персонажи тоже сидят в ванне и кутаются в белую занавеску.
Но дальше становится понятно, что это не просто затягивание хронометража, а подводка к основным событиям. Ведь на искренней любви к Шелли завязана даже суперсила Эрика. Буквально весь фильм — отражение трагедии человека, потерявшего кого-то близкого. Скорби, в которой смешиваются трагедия, любовь и злость на всех — и в первую очередь на себя.
Готику в новом «Вороне» сменила серость и эмо
«Ворон» 1994 года до сих пор считается шедевром готического кино, пробудившим интерес к этой культуре. Все продолжения, которых наснимали слишком много, утратили эту атмосферу. Сиквел ещё хоть как-то держался стиля, а вот третью и четвёртую части смотреть просто невозможно.
Кадр из фильма «Ворон»
Обращаться к готике в 2024-м наверняка было бы провальной идеей, поэтому Сандерс выбрал несколько другой стиль. Атмосферу снова сделали максимально мрачной, да и вечный дождь никуда не делся.
Однако город выглядит более реалистично — это просто мрачный мегаполис, где дорогие апартаменты и оперные театры соседствуют с тёмными переулками, забитыми бездомными и преступниками. Даже загробный мир выглядит как заброшенная железнодорожная станция.
И это не из-за экономии бюджета. «Ворон» отлично следует тенденциям кино: в 80-х и 90-х мрачности нагоняли при помощи готических декораций. Теперь же поняли, что современные мегаполисы с их серостью и контрастом и так достаточно сильно давят — не зря Кристофер Нолан тоже отказался от бёртоновского стиля в перезапуске «Бэтмена».
Кадр из фильма «Ворон»
Достаточно просто показать реалистичную улицу под депрессивный саундтрек — и эта обречённость напугает куда больше изящества гротескной готики. В последний раз музыка The Veils звучала настолько жутко и органично разве что в третьем сезоне «Твин Пикса».
При этом любопытно, что злодеям как раз добавили какой-то сверхъестественности. Если в оригинале Эрик сражался с обычными бандитами, разве что одетыми как сатанисты, то теперь в основе лежит тема контракта с дьяволом. Видимо, персонажу решили дать соперника с равными мотивами. Хотя это кажется лишним — образ антагониста, чья сила заключается только в деньгах и влиянии, был бы более подходящим.
Но больше всего изменился главный герой, что ещё до релиза вызвало много споров. Сам Пройас, кстати, тоже раскритиковал внешность Скарсгарда в этом фильме. Но это неудивительно: режиссёр оригинала вообще ненавидит все продолжения и перезапуски.
Кадр из фильма «Ворон»
Если оригинальный комиксовый Эрик был частично вдохновлён Питером Мёрфи из готик-рок-группы Bauhaus, то новый — этакий эмо, миксующий The Cure и Lil Peep. Так Руперт Сандерс отдаёт дань своей молодости и пытается зацепить новую аудиторию. Получается ли у него — решать каждому лично.
Но что точно — Билл Скарсгард отлично вписывается в образ. Татуировки выглядят как настоящие, физическая форма с каждым фильмом поражает всё больше (до этого был «Пацан против всех»), он носит джоггеры и только к финалу надевает плащ. И тут начинается самая красота.
В финал добавили кровавой эстетики
Как написано выше, первые минут 40 фильма вряд ли сильно впечатлят — их отдали под экспозицию. А вот потом начнётся что-то интересное. Билл Скарсгард вообще в последнее время подался в боевики, где хочется придираться к сюжету, но невозможно не хвалить стиль.
Кадр из фильма «Ворон»
Сначала публику подразнят парой толковых боевых сцен — например, в несущейся на полном ходу машине. Причём здесь авторы на полную используют новые способности Эрика, который не боится ранений и травм.
Но это окажется только разгоном. После перестрелки в квартире друга главного героя «Ворон» превратится в гротескно-кровавый экшен-триллер. Окончательно потерявший надежду на хеппи-энд Эрик станет более наглым и циничным, наденет плащ, возьмёт меч и отправится рубить всех врагов.
Конечно, можно поворчать, что Сандерс опять не придумывает ничего нового: кровавые драки под оперный саундтрек все уже видели не раз. Но тут он окончательно показывает, что «Ворона» не стоит воспринимать слишком серьёзно: да, есть драма о потере, но поверх этого можно накинуть треш-боевик.
Кадр из фильма «Ворон»
Поэтому Эрика будут расстреливать очередями, а он в ответ — убивать безликих злодеев всеми доступными способами. В том числе и мечом, торчащим из своей же груди.
Можно как угодно относиться к переменам в сюжете и антураже, но вторая половина фильма набита очень красивыми кадрами с зеркалами, кровью и глазами героев, которые то чернеют, то белеют от разной магии. Поэтому, даже если новинка не зацепит как цельная история, — это как минимум крутой эмо-клип.
Кадр из фильма «Ворон»
Понятно, что к новому «Ворону» у части зрителей заранее негативное отношение — слишком уж любят старый фильм, а трагедия с Брэндоном Ли и вовсе заставляет многих относиться к картине с мистическим трепетом. Но будем честны: MTV-шный «Ворон: Спасение» и «Жестокое причастие» с Эдвардом Ферлонгом уже достаточно поиздевались над наследием франшизы.
Авторы нового фильма избрали совсем другой тон повествования, и это делает «Ворона» гораздо интереснее. Картина со Скарсгардом современная и красиво поставлена. Эрик здесь — не мистический супергерой, а действительно страдающий обречённый человек. Поэтому новая экранизация не пытается заменить классику, а просто показывает, что один и тот же сюжет можно рассказать совсем по-разному.