Как Тарантино придумал и снял танец Умы Турман и Траволты из «Криминального чтива»
Оказывается, Ума должна была двигаться как мультяшная кошка.
«Криминальное чтиво» — не просто один из лучших фильмов Квентина Тарантино. Это ещё и настоящий символ кино 1990-х. Главные герои картины давно стали нарицательными, а их высказывания разобрали на цитаты — кто не помнит «Лё биг мак» или диалог о коктейле за пять долларов?
Кроме того, «Криминальное чтиво» пополнило кинематограф несколькими запоминающимися сценами: от ограбления кафе до спонтанного выстрела в голову в машине. Но, возможно, самая узнаваемая из них — танец Винса Веги (Джон Траволта) и Мии Уоллес (Ума Турман) в ресторане Jack Rabbit Slims.
Рассказываем, как создавали эту сцену и почему именно она стала настолько популярной.
Что происходит в сцене и почему она важна для героев
В «Криминальном чтиве» несколько сюжетных линий. Они идут не в хронологическом порядке и постепенно переплетаются между собой. Одна из них — поход преступника Винсента Веги в ресторан с Мией Уоллес, женой своего босса. Винсент делает это по просьбе самого мужа Марселаса Уоллеса, хотя напарник Джулс и предупреждает, что какая-то близость с Мией может быть смертельно опасна.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
В начале встречи оба участника употребляют наркотики, но всё равно чувствуют себя неуютно: им трудно найти общие темы для разговора. Камера даже снимает пару средними планами, намекая, что они далеки друг от друга. Постепенно общение теплеет, оператор делает всё больше акцента на их лицах, герои сближаются.
Но по-настоящему они раскрепощаются, когда Мия вызывается участвовать в конкурсе танцев: партнёры разуваются и забавно и неуклюже отплясывают твист. В следующей сцене персонажи ведут себя уже как давние знакомые: на девушке плащ Винса, она бросает спутнику ключи, чтобы тот открыл дверь в дом. Именно танец становится поворотным моментом в их общении.
Кто и как придумал сцену
Квентин Тарантино всегда лично пишет сценарии к своим фильмам. Так что танец из «Криминального чтива» — задумка самого режиссёра. Но гораздо интереснее, как она пришла ему в голову. Сам Тарантино говорит: «Все думают, что я написал эту сцену, чтобы заставить Джона Траволту танцевать, но она существовала ещё до того, как его утвердили на роль».
На самом деле режиссёр очень любит ссылаться на старое кино, и именно неожиданный музыкальный номер роднит картину с классикой. Среди множества нарезок параллелей между его работами и старыми фильмами, нередко можно увидеть и танец из «Криминального чтива», смонтированный с «8 с половиной» Федерико Феллини.
На самом деле общего между этими сценами не так много: две пары просто танцуют твист. Гораздо более важный источник вдохновения — «Посторонние» Жан-Люка Годара, один из любимых фильмов режиссёра.
Здесь совпадают не движения, а скорее антураж кафе в духе старой американской культуры и неожиданность момента — в обоих случаях ничто не предвещает, что герои пойдут на сцену. А самое главное — тот факт, что актёры танцуют без особых сложностей, как будто просто для себя.
В комментариях к фильму на DVD Тарантино пояснял: «Мои любимые музыкальные эпизоды всегда были у Годара, потому что они появлялись из ниоткуда. Это так заразительно и дружелюбно. И тот факт, что это не мюзикл, но он останавливает фильм, чтобы вставить музыкальный эпизод, делает его ещё более милым».
То есть режиссёр хотел добавить танец в фильм другого жанра просто потому, что это разбавляет атмосферу и позволяет зрителю насладиться забавным номером.
Как режиссёр подбирал музыку к сцене
Музыкальное сопровождение в фильмах Квентина Тарантино — отдельный вид искусства. Он предпочитает находить и покупать готовые треки, а не писать новую музыку, причём зачастую берёт малоизвестные композиции.
На самом деле в первых работах это было скорее вынужденным ходом — на хиты у режиссёра просто не было денег, но со временем превратилось в фирменный приём.
Один из треков, который позже войдёт в «Убить Билла», режиссёр услышал в небольшом японском магазине. Он тут же купил пластинку, хотя она принадлежала хозяину и не предназначалась для продажи. А чтобы добыть другую песню к этому фильму — кавер-версию Don’t Let Me Be Misunderstood певицы Нины Симон, помощникам Тарантино пришлось провести настоящее расследование.
«Криминальное чтиво» не исключение. В этом фильме звучит Misirlou — сёрф-кавер Дика Дейла на композицию, написанную ещё в 1920-х. Одна из самых известных песен в саундтреке — Girl, You’ll Be a Woman Soon от группы Urge Overkill. И это тоже перепевка старой композиции Нила Даймонда. Причём, по мнению самих музыкантов, далеко не самая удачная. Но в обоих случаях популярность фильма повысила интерес и к исполнителям.
В сцене с танцем звучит оригинал — композиция Чака Берри You Never Can Tell. Конкретного ответа, почему режиссёр выбрал именно её, нет. Хотя об этом ходит легенда: якобы во время съёмок мама Тарантино сказала, что постоянно слушала эту песню, когда была беременна.
Увы, это не совпадает с фактами: You Never Can Tell вышла на год позже, чем родился режиссёр. Остаётся только гадать: это лишь красивая байка или мама перепутала этот рок-н-ролл с каким-то похожим — у Чака Берри далеко не одна весёлая композиция с подобным ритмом.
Возможно, Тарантино просто выбрал одну из самых бодрых песен исполнителя, который отлично вписывался в ретроатмосферу ресторана. Или же сыграл свою роль текст: You Never Can Tell рассказывает о беззаботной молодой паре, которая решила пожениться.
А рефреном идёт мысль, что будущее предсказать невозможно — и действительно, Винс и Миа отлично проводят время на сцене, хотя вскоре их ждёт серьёзная проблема с передозировкой.
Как проходили съёмки танца
Увы, даже тем, кто живёт или гостит в США, не удастся попасть в ресторан Jack Rabbit Slims — его никогда не существовало. Весь внутренний антураж построили в павильоне киностудии. А здание снаружи сняли в калифорнийском Гленлейле — оно всё ещё существует.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Обстановку ресторана оформили под стиль пятидесятых: кабинки сделаны как старые машины, официанты одеты как Элвис Пресли или Мэрилин Монро. А подиум, на котором выступают Мия и Винсент, — это огромный тахометр.
Для самой сцены не прописывали чёткую хореографию. Тарантино просто объяснил, на что должны быть похожи движения персонажей. На шоу Грэма Нортона режиссёр даже показывал, что герой Траволты в его задумке должен был просто танцевать грубо и размашисто.
А вот поведение Мии отсылает ко вполне конкретному персонажу, причём не из кино, а из мультиков. Режиссёр взял за основу Герцогиню из «Котов-аристократов» — эта героиня отчасти срисована с Эвы Габор, которая её озвучила.
По сути, большую часть хореографии придумал сам Джон Траволта — в прошлом профессиональный танцор. Достаточно вспомнить «Лихорадку субботнего вечера» или «Бриолин», где он великолепно двигался.
К тому же сам Траволта ещё в юные годы участвовал в реальном конкурсе по твисту. Именно он объяснил режиссёру, что долго наблюдать за таким танцем довольно скучно, и предложил разбавить его другими движениями. Поэтому появились и многие другие забавные движения — вплоть до отсылки к сериалу «Бэтмен» из 1960-х.
С Умой Турман было сложнее — на фоне Траволты она стеснялась, что справляется хуже. Съёмки эпизода затянулись на 13 часов. В итоге режиссёр показал актёрам ту самую сцену из «Посторонних» и объяснил главную идею: герои танцуют просто для себя, и им без разницы, что подумают окружающие.
Есть даже видео, где во время съёмок режиссёр сам танцует за кадром, чтобы создать настроение на площадке.
Несколько интересных фактов о сцене
Танцы в фильмах Квентина Тарантино фигурируют не постоянно (как у Йоргоса Лантимоса, например), но с завидной регулярностью. Помимо «Криминального чтива» есть жуткий выход мистера Блондина в «Бешеных псах» во время пытки полицейского.
Известный факт, что изначально в «Криминальном чтиве» Майкл Мэдсен должен был повторить роль мистера Блондина, он же Вик Вега. Но актёр был занят, и в итоге вместо него взяли Джона Траволту. Его герой Винс Вега — брат персонажа из «Бешеных псов». Так что, кажется, танцы у этой семьи в крови, как и тяга к преступлениям.
Ещё один забавный факт заключается в том, что Винс и Миа на самом деле не победили в конкурсе. Зрителям показывают, как они выходят танцевать, а в следующей сцене герои уже идут с наградой домой — самого момента вручения приза нет.
Всё становится понятно, когда Бутч (Брюс Уиллис) возвращается за своими часами: в этот момент на фоне звучит радио, где объявляют, что из ресторана Jack Rabbit Slims украли статуэтку. То есть весёлая парочка просто стащила приз и сбежала. Это логично: они оба были под веществами и танцевали очень средне.
Почему сцена стала культовой
Причина популярности этого танца кроется во всех перечисленных выше пунктах. Во-первых, сцена просто максимально неожиданна для фильма. Зритель не предполагает, что в криминальной комедии, где герои регулярно убивают друг друга, кто-то пойдёт на сцену и будет пару минут просто беззаботно веселиться.
Кадр из фильма «Криминальное чтиво»
Во-вторых, она привлекает тем, что построена не на сложной хореографии или необычных съёмках. Это просто воплощение экспрессии и чистой харизмы актёров: герои снимают обувь и не стесняются того, что выглядят нелепо. Этот танец легко запомнить и повторить, а значит, зрителю просто ассоциировать себя с персонажами.
Ну а ещё сцена максимально узнаваемая: одежда и причёски персонажей, музыка Чака Берри, сам танец твист — это всё моментально пробуждает воспоминания о «Криминальном чтиве».
Как сцена повлияла на поп-культуру
Режиссёр и актёры регулярно возвращались к знаменитому танцу в различных интервью и телешоу. А в 2022 году Джон Траволта и Ума Турман даже слегка подвигались под знаменитую музыку на премии «Оскар».
Кроме того, на YouTube и в разных соцсетях можно найти сотни, а то и тысячи любительских роликов с танцем. Его повторяют и другие артисты на различных танцевальных шоу.
Конечно же, есть множество отсылок и пародий в кино.
«Неистребимый шпион» — танцуют Лесли Нильсен и Николетт Шеридан
Хоть этот фильм по большей части пародирует шпионские боевики про Джеймса Бонда, персонажи в какой-то момент просто идут танцевать на сцену — логики здесь нет, просто весёлый референс.
«Операция стоимостью 60 миллионов долларов» — танцуют Стивен Чоу и Полин Сунь
В гонконгской комедии главный герой идёт с новой подругой в клуб. Та пытается накормить его наркотиками и напоить текилой. А потом объявляют конкурс твиста. Отсылкой можно считать и то, что спутница героя оказывается девушкой преступника.
«Приключения Джимми Нейтрона» — танцуют Джимми и Бетти
В детском мультсериале родители Джимми уезжают, и его друзья предлагают устроить вечеринку. Герой танцует с Бетти прямо на столе, а движения выглядят очень уж знакомыми.
«Первый скорый» — танцуют Анастасия Стоцкая и Дмитрий Дюжев
В музыкальном новогоднем фильме от Первого канала отсылка к «Криминальному чтиву» — отдельный музыкальный номер. Причём Анастасия Стоцкая и Дмитрий Дюжев параллельно поют песню на музыку всё того же Чака Берри. И это, кстати, отличное подтверждение слов Траволты: наблюдать за их движениями больше трёх минут очень скучно.
В истории кино есть танцы с гораздо более сложной хореографией, есть более неожиданные музыкальные номера. Даже Джон Траволта танцевал ещё не раз — в фильме «Майкл», например. Но именно сцена из «Криминального чтива» стала настоящей легендой.
Вероятно, из-за своей простоты, лёгкости и атмосферы. Так что буквально каждый наверняка увидит отсылки к ней ещё не раз: если не на экране, то на очередном корпоративе.