Чем цепляет хоррор «Кукушка» со звездой «Эйфории» Хантер Шафер
И что может помешать порадоваться фильму.
8 августа в российский прокат вышел фильм ужасов «Кукушка». Это вторая работа немецкого режиссёра Тильмана Сингера. Его дебют «Медиум» 2018 года был скорее необычным, чем действительно интересным. Но теперь у автора (Сингер снимает по своему же сценарию) есть шансы привлечь больше зрителей к своему творчеству.
В этом фильме свою первую главную роль играет Хантер Шафер, которую многие знают по образу Джулс в «Эйфории». Она на пару со зловещим Дэном Стивенсом — чуть ли не главные причины обратить внимание на «Кукушку».
В целом хоррор получился динамичным, захватывающим и местами очень тревожным. Хотя кажется, что Сингеру не хватило то ли смелости, то ли опыта, — отдельные моменты и финал выглядят слишком осторожными.
О чём фильм
Подросток Гретчен (Хантер Шафер) едет со своим отцом, его новой женой и их дочерью в отель в Баварских Альпах. Отношения в семье не самые простые: девушка скучает по маме, а родители больше заняты младшей дочерью, которая почему-то не разговаривает.
На месте Гретчен знакомится с хозяином отеля герром Кёнигом (Дэн Стивенс), который тут же предлагает ей подработку — помогать администраторам в отеле. Вскоре девушка начинает замечать всё больше странностей: постояльцев без причины тошнит, а ночью за ней гонится какая-то женщина. Вот только никто не верит, что происходит нечто опасное. Кроме полицейского, который тоже ведёт себя необычно.
Фильм пугает классическими приёмами, лишь иногда уходя в драму
Есть ощущение, что Тильман Сингер решил забросить в небольшую полуторачасовую историю сразу несколько идей, каждая из которых могла бы стать основой отдельной картины — хотя бы короткометражной. Это иногда смущает и даже путает, но на выходе получается очень драйвовый хоррор с примесью фантастики и социальности.
Кадр из фильма «Кукушка»
Возможно, главный плюс, что серьёзных тем в «Кукушке» не слишком много. Фильм удачно балансирует между новомодными постхоррорами и классикой ужасов со зловещими персонажами, выскакивающими из тени.
Смотреть его не очень страшно, хотя есть парочка отличных скримеров: особенно удался тот, что на ночной дороге, — тени и велосипед всегда работают на ура. Знатоки, возможно, даже вспомнят легендарную сцену из «В пасти безумия», где некий человек бесконечно едет по дороге. И не зря: ещё один приём, которым пугает «Кукушка», — цикличность происходящего. Из-за мистических событий отдельные моменты будут повторяться раз за разом.
Но стоит признать, что, когда зло выйдет из тени, станет совсем не страшно — вряд ли кого-то уже можно всерьёз напугать гримом и странными движениями. Хотя именно тут и выяснится, что настоящие монстры — вовсе не жуткие существа, издающие дикие звуки, а вполне обычные люди. Так что «Кукушка» всё-таки добавит социальную составляющую.
Кадр из фильма «Кукушка»
Актуальных тем здесь немного, они не помешают комфортному просмотру обычного ужастика. Поговорят даже о защите природы — скорее, о её токсичной составляющей. И о попытках контролировать репродуктивные способности.
Апофеозом же окажется момент, когда двое вооружённых мужчин спорят, какую роль должны выполнять женщины и как нужно размножаться. А в это время между ними стоят две беззащитные девочки. Кажется, эта сцена на что-то намекает.
Фильм удивляет и заставляет нервничать
Если всерьёз испугаться во время просмотра «Кукушки» не получится, то почувствовать себя некомфортно можно неоднократно. Добиваются этого несколькими способами. С одной стороны, режиссёр периодически уходит в боди-хоррор и прочую физиологию.
Кадр из фильма «Кукушка»
Приготовьтесь, что в фильме кого-то периодически тошнит (это обосновано сюжетом, а не просто так), а к финалу и вовсе будут намекать на не очень естественные процедуры. Плюс разные травмы, переломы и прочие неприятности, которые преследуют героиню, и крупные планы гортани кричащей женщины.
Второе, и это самое реалистичное, — некомфортные ощущения самой героини и странное поведение окружающих. Здесь идеально справляется Хантер Шафер. Буквально с первых кадров можно понять, что она чувствует себя чужой в семье: девушка едет отдельно, в машине с грузчиками. И потом Гретчен постоянно ведёт себя зажато, дёргается и сторонится людей.
Когда в её личное пространство врывается Кёниг, который не только не стесняется прикасаться к девушке, но ещё и упрямо произносит её имя неправильно, зрителям перед экраном станет так же неуютно, как и самой девушке.
Кадр из фильма «Кукушка»
Вообще поведение главной героини подано с отличным балансом. В хоррорах персонажи обычно ведут себя так, будто вообще не видели ни одного ужастика (можно взять всю классику слэшеров), либо сами регулярно цитируют кино (этим славится франшиза «Крик»).
В «Кукушке» Гретчен просто адекватно реагирует и удивляется, как остальные не замечают странного поведения Кёнига и всех остальных событий. А вокруг и правда творится нечто загадочное: некоторые персонажи будто пришли то ли из сериала «Твин Пикс», то ли из «Лекарства от здоровья», ассоциации с которым наверняка возникнут у многих.
Кёниг же выглядит максимально тревожащим персонажем. Он постоянно рассказывает какие-то почти случайные факты, периодически играет на дудочке и явно что-то скрывает. Но в чём смысл всего происходящего, будет непонятно до самого финала.
Кадр из фильма «Кукушка»
Как раз из-за того, что фильм регулярно перескакивает с традиционного хоррора на фантастику, потом на детектив, драму и обратно, совершенно непонятно, чего ждать от него дальше. А действительно неожиданный сюжет многого стоит.
Увы, у «Кукушки» есть и недостатки
Справедливости ради нужно пояснить, что фильм получился далеко не идеальным. Иногда кажется, что в отдельных сценах режиссёру изменяет чувство вкуса: он так хочет нагнать ужаса или запутать зрителя, что хоррор превращается в пародию.
Кадр из фильма «Кукушка»
Линия полицейского, которая должна быть трагичной, слишком уж очевидна — к моменту, как раскроют его истинные мотивы, зрители всё давно поймут. А его противостояние с главным злодеем будет выглядеть до неуклюжести гротескно.
К тому же в «Кукушке» останется слишком много необъяснённых моментов. Возможно, силу таинственной матери и не должны до конца раскрывать — это соответствует природе хоррора. Но в остальном здесь не «твинпиксовская» загадочность, а именно недоработки. В первую очередь, так ничего и не понятно с родителями героини — выполняли ли они какую-то роль или тоже были жертвами? При любом ответе возникает ещё больше вопросов.
Планы злодеев тоже довольно абстрактны, а поступки буквально всех персонажей, кроме Гретчен и её сестры, просто нелепы. Как будто бы к финалу режиссёр опомнился и решил, что нужно быстро навести порядок, чтобы не расстраивать зрителей. Хотя более смелая или даже мрачная концовка смотрелась бы лучше.
Кадр из фильма «Кукушка»
Но эти шероховатости можно простить — хотя бы при первом просмотре. Потому что в «Кукушке» слишком хорошая и неожиданная идея и интересные персонажи. Фильм совершенно не затянут, пролетает на одном дыхании, погружая в некомфортную атмосферу жутких заговоров и одиночества главной героини. Так что в итоге ощущения будут приятными. И только потом уже возникнут вопросы.