5 фактов о Древней Руси, которые на самом деле неправда
Славяне не ругались матом и были крайне целомудренны. Или нет?
1. На Руси ели всё, что добывали на охоте
Рацион древнего славянина по большей части состоял из хлеба, каш, овощей и грибов, молочных продуктов, рыбы и мяса. Однако после принятия христианства на мясо стали накладываться всевозможные ограничения.
Во-первых, большинство дней в году (от 192 до 216) стали постными — в это время мясная и молочная еда вообще исключалась из меню. Во-вторых, даже в скоромные дни, когда можно было есть продукты животного происхождения, далеко не вся дичь оказывалась на столах у людей. К примеру, существовал запрет на употребление в пищу мяса зайцев, кроликов, белок и бобров.
Причина крылась не только в религиозных предписаниях, но и в представлениях о чистоте, согласно которым животные, пойманные в силки, а не убитые на охоте, считались неподходящими для еды. Хотя этот запрет всё-таки можно было обойти, если вынуть живую дичь и убить «на свободе».
Кроме того, нельзя было есть животных, чью кровь не удалось полностью удалить. Славяне полагали, что душа зверя находится именно в ней.
Крестьяне также отказывались от мяса медведя — его считали слишком похожим на человека из-за повадок и манеры стоять на задних лапах. А в народных легендах вообще говорится, что этот зверь и есть человек, которого бог обратил в зверя в качестве наказания за провинности.
2. Мат на Руси появился из-за монгольского нашествия
На самом деле это миф, хоть и очень популярный. Ну а большинство ругательств возникли в русской культуре задолго до вторжения Орды. Подтверждением служат берестяные грамоты, в которых отразился разговорный язык того времени.
Так, одна из них представляет собой письмо женщины по имени Милуша к своей подруге Марене. Содержание примерно следующее: «Большой Косе — пойти бы ей замуж за Сновида. Маренка! Пусть же напьётся п…а!»
Академик Андрей Зализняк отмечает, что подобное выражение часто встречалось в фольклорных записях, имело сакральный характер и было частью обрядов, связанных с продолжением рода. Эти слова не несли бранного оттенка.
Берестяная грамота №955
Берестяные грамоты показывают, что грубые слова в те времена могли использоваться в шутливой и язвительной форме. Например, грамота № 35, относящаяся к 1140–1160-м годам, представляет собой записку Радослава брату Хотеславу с просьбой взять у торговца деньги. Другим почерком добавлена матерная приписка, которую можно интерпретировать как «Не умничай!»
И это одно из самых ранних использований русского мата. Правда, исследователи так и не разобрались, что здесь написал Хотеслав, а что — Радослав.
3. Язычество исчезло сразу после Крещения Руси
Всё было куда сложнее. На самом деле после Крещения Руси в 988 году язычество сохранилось в быту и сознании людей: они по-прежнему придерживались этнических традиций и проводили ритуалы, связанные с полевыми работами или посвящённые смене сезонов. Всё это оставалось важной частью повседневной жизни, хотя теперь дополнялось христианскими молитвами. Такую религиозную неопределённость некоторые историки называют двоеверием.
После Крещения никуда не исчезли и обряды, которые совершались на «нехристианские» праздники вроде Ивана Купалы, Масленицы и Коляды. Например, прыжки через костры, хороводы и гадания, которые церковь запрещала, но не могла искоренить. Многое из этого присутствует в нашей жизни до сих пор.
Существуют свидетельства, что вера в языческих богов тоже сохранилась после принятия христианства.
Например, в произведении «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере» говорится о ненависти к христианам, которые «веруют в Перуна, и в Хорса, и в Сима, и в Регла, и в Мокошь, […] и всех их делают богами и богинями, а потому приносят им жертвы и караваи им жертвуют, кур им режут…»
Сопротивление новой религии иногда приводило к протестам. Широкой борьбы с ней в период правления князя Владимира, скорее всего, не было, но известны более поздние отдельные волнения, вызванные голодом и возглавляемые языческими жрецами.
К примеру, в 1024 году в Суздале волхвы подняли крестьянское восстание против княжеской власти, обвинив её в плохом урожае. Часть населения поддержала волхвов, надеясь на возвращение к языческим обычаям, которые, по мнению людей, могли умилостивить духов природы. Подобные возмущения происходили и позже — в Поволжье и Новгороде.
4. Путь «из варяг в греки» на территории Руси был полностью водным
Легендарный торговый путь «из варяг в греки» вёл из Балтийского моря в Чёрное, к Константинополю. Пролегал он через Финский залив, Неву, Ладожское озеро, реки Волхов, Ловать и Днепр и озеро Ильмень. Этот маршрут — одна из главных составляющих социального и экономического развития Древнерусского государства. Благодаря ему Русь установила связи с крупнейшими цивилизациями того времени, в том числе с Византией.
Путь «из варяг в греки» часто представляют как прямую водную магистраль, но на самом деле из-за водных порогов и участков, не соединённых водой, торговцам приходилось преодолевать отрезки пути по суше, перетаскивая суда волоком.
К примеру, таким образом переправлялись из Днепра и Ловати в Западную Двину.
Однако точных описаний этих маршрутов в летописях нет, поэтому многие историки понимают путь «из варяг в греки» как целый комплекс дорог и торговых направлений, которые пересекали земли Древней Руси, соединяя Византию, восточнославянские племена и Балтийское побережье.
И в этом были свои плюсы: на сухопутных участках пути возникали перевалочные пункты, которые постепенно превращались в значимые центры торговли и культурного обмена. Такими стали, например, Великий Новгород и Смоленск.
5. Жители Древней Руси были крайне целомудренны
На самом деле интимной раскрепощённости людей в те времена можно было позавидовать. Они так же испытывали любовь и страсть друг к другу, как и мы сейчас, и не стеснялись открыто об этом говорить. Так, в «Слове Даниила Заточника» приводится признание жены своему мужу: «Господин мой и свет очей моих! Я на тебя не в силах смотреть: когда ты говоришь со мной, тогда лишь гляну — и обмираю, и содрогаюсь всем телом, и падаю на землю».
Существовали и «непристойные» картинки. Самую известную из них обнаружили в Киеве на Золотых воротах — это рисунок мужчины и женщины в откровенной позе, датируемый XI веком. Он в условной манере изображает половой акт: мужчина стоит на коленях с комично разведёнными руками в момент близости с женщиной, лежащей на спине с согнутыми ногами.
Для обозначения секса на Руси существовало множество интересных слов и выражений: «любосластие», «любоплотствование», «похотьствовать», «залежать», «разжение плоти» и так далее. Все они указывают на то, что откровенные разговоры среди древних славян не были чем-то необычным.
Яркий пример этому — берестяная грамота с предложением руки и сердца от Микиты к Малании. «Пойди за меня — я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев…» — и никаких возвышенных эпитетов.
Кроме того, раскованность древних славян отражалась в обрядах, приуроченных к народным празднованиям. Так, в ночь на Ивана Купала молодые пары, даже не обязательно состоящие в браке, не только жгли костры и искали папоротник, но и проводили время вместе, предаваясь «растлению» и «блуду» — именно так языческие обычаи называли представители церкви.