4 ловушки, которые могут заставить руководителя идти на поводу у сотрудников
Иногда даже опытному лидеру бывает сложно не поддаться на уловки и манипуляции.
1. Опора на старую гвардию
Во многих компаниях есть сотрудники‑старички. Они работают много лет, хорошо знают все внутренние процессы и являются главными хранителями и трансляторами корпоративных ценностей. Руководителю комфортно работать с такими сотрудниками: они понимают все задачи с полуслова и хорошо справляются с их выполнением. Здесь и кроется главный подвох.
Как правило, «старички» работают по накатанной, не готовы что‑либо менять в привычных процессах, не принимают советов со стороны и заранее отказываются от проверки новых гипотез, так как не хотят выходить из зоны комфорта. Руководитель в таких случаях часто слышит: «Мы и так делаем максимум, большего добиться невозможно» или «Мы это уже пробовали пять лет назад, зачем опять повторять?»
Иногда они действительно оказываются правы, но в большинстве случаев за них всё-таки говорит банальная лень или страх допустить ошибку. Хороший управленец должен вовремя это заметить, чтобы не поддаться влиянию.
Вот как не попасть в такую ловушку:
2. Манипуляция дружбой
С друзьями и родственниками крайне сложно выстроить эффективные рабочие отношения — особенно когда речь идёт о позиции «руководитель — подчинённый». Тут практически не обойтись без взаимных обид и недомолвок. И я всегда придерживаюсь правила, что с друзьями хорошо дружить, а не работать.
Но ситуации бывают разные. И если уж так сложилось, что ваш близкий — это настоящий профессионал в определённой области и вам нужен именно такой человек, то можно выстроить с ним партнёрские отношения. Главное — обговорить все условия на берегу.
Вот как избежать этой ловушки:
3. Повышение для галочки
Согласно свежему исследованию, 94% сотрудников компаний планируют добиться увеличения зарплаты в 2024 году, а 65% хотят получить повышение. Однако на практике работники редко переходят от желаний к реальным действиям.
Сотрудник может заявить начальнику о своей потребности дальше расти, брать на себя дополнительную нагрузку и реализовывать новые проекты. Как правило, руководители идут навстречу и дают своим подчинённым возможность развиваться, так как позитивно смотрят на проявление любой инициативы.
Однако в итоге такие проекты часто заходят в тупик, и причина этому — недостаточная мотивация сотрудника, ведь далеко не все реально готовы к дополнительным нагрузкам. Вот что стоит сделать руководителю, чтобы не попасть в подобную ситуацию:
4. Навязывание эмоций
Один из ключевых навыков руководителя — грамотная работа с информацией. Любое событие может интерпретироваться по‑разному, и иногда сотрудники этим пользуются, стараясь донести свою точку зрения или навязать свои эмоции по отношению к конкретной ситуации. Например, могут дать неполную информацию по проблеме с партнёром, клиентом или коллегами, представив её в максимально негативном свете.
Таким манипуляциям бывает сложно противостоять. Руководители часто поддаются этому влиянию и принимают импульсивные решения, о которых потом могут пожалеть. Чтобы этого избежать, необходимо развивать аналитическое мышление и эмоциональный интеллект. Эти навыки позволяют свести к минимуму подобные риски.
Также стоит предпринять следующие шаги: